in ТЕЛЕВИДЕНИЕ

“Мыльные” страсти

Человек имеет много слабостей. Непоследней страстью homo sapiens является телевизор, заменивший ему почти всё. “Говорящая голова” стала членом семьи, и хотя мы и называем телевизор “ящиком”, он играет очень важную роль в повседневной жизни. А сравнительно недавно, лет десять тому назад, на нас обрушилась обойма сериалов, которые за короткое время стали наиболее “смотрибильным” жанром.

Сразу оговорюсь, я не являюсь поклонником “мыльных опер”, скорее наоборот – противником. Кстати, в названии “мыльная опера” ничего обидного нет, просто первым спонсором американского сериала была фирма, выпускающая мыло.

Теперь попробую пояснить свою антисериальную позицию. Прежде всего, сериалы рассчитаны на нетребовательного зрителя, не склонного к анализу, недаром это самый демократичный тележанр. Что же так привлекает в сериалах? Прежде всего, простота, ненавязчивость, отсутствие действия. Отличительная способность “мыльной оперы” заключена именно в вялотекущем развитии: на экране ничего не происходит, одни разговоры-пересказы предыдущих серий. Поэтому тот, кто вдруг пропустил пару-тройку дней (ай-яй-яй!) всегда может безболезненно подключиться позже, не рискуя пропустить что-нибудь важное.

Некоторые ошибочно называют сериалами многосерийные фильмы, что абсолютно неверно: разве может 10-серийная эпопея тягаться с 200-серийной? Кроме того, существуют фильмы, связанные общим главным героем, например, детективные, а не сквозным развитием. Поэтому их можно смотреть в розницу, а не оптом – этим они и выигрывают. Самое главное и ужасное в сериале — это то, что его, в отличие от подлинного произведения искусства, всегда можно пересказать своими словами, не боясь испортить.

Зачем люди смотрят сериалы, эту долгоиграющую “тележвачку”? Этот вопрос я задавал до отъезда в ФРГ. Мне отвечали, что не имеющим возможности нормально жить самим, людям хочется хоть по телевизору увидеть роскошную жизнь. Теперь я повторяю свой вопрос здесь. По-моему, все живут по-человечески, кто лучше, кто хуже, во всяком случае, в Германии нет перебоев с водой, не отключают электричество, как в некоторых городах Украины, но люди упорно продолжают смотреть сериалы. По инерции, что ли?

Я так и не смог разгадать, в чём заключается феномен “мыльной оперы”. Знаю лишь одно: в конце ХХ века появилась новая болезнь – телемания, принимающая хроническую форму – сериалозависимость, поэтому даже при отсутствии европейских образцов некоторые довольствуются и суррогатом мексиканского происхождения. А у начальников российских телеканалов не болит голова, так как, ставя ежедневно 5-6 сериалов в эфир, они лишают себя необходимости производить собственную телепродукцию. Таким образом одновременно “убивается несколько зайцев”: и телезрители довольны, и интеллектуальные передачи некуда ставить – ведь лучшее время отдано под сериалы.

Related Posts

Written By:

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *